Манипулирование сборочными элементами

С целью придания определенного положения объектам в трехмерном пространстве вполне достаточно использовать такие преобразования как перемещение и поворот. При этом можно привязываться к определенной системе координат либо работать с произвольными движениями.

В первом случае, возможности команды Переместить с системой координат (которая вызывается из контекстного меню после выделения объекта в Менеджере свойств) полностью перекрывается возможностями команд Переместить/Вращать компонент, но тем не менее такой способ существует.

После её вызова появится модель системы координат, которую РјРѕР¶РЅРѕ переместить РІ любую точку пространства, Р° потом относительно этой системы двигать сам объект (СЂРёСЃ. [*]).

тЙУ.: Пример выполнения команды Переместить СЃ системой координат
Image Asm(MoveCoordinateSystem)

Для контроля перемещений следует нажать правой кнопкой мыши на центральную сферу системы координат и выбрать один из пунктов меню (например, Отобразить окно преобразования XYZ). Результат - появится окошко с численными значениями перемещений по соответствующим осям.

18#18 Этот способ не совсем удобен в использовании и скорее дань прошлому, нежели универсальный инструмент моделирования.

А теперь рассмотрим непосредственно команды Переместить компонент и Вращать компонент. По своей сути это одна команда, как по способу выполнения, таки и по набору свойств. Пользоваться этим инструментом очень просто: достаточно нажать на соответствующую пиктограммку (74#74 или 75#75) панели Сборка и выбрав объект, удерживая нажатой левую кнопку мыши, изменить его состояние.

тЙУ.: Свойства команды Переместить/Вращать компонент
Image Asm(MoveRotateProperties)

18#18 Компонент в сборке будет перемещаться/вращаться только в пределах степеней свободы, заданных сопряжениями.

РџРѕ умолчанию установлен режим РЎРІРѕР±РѕРґРЅРѕРіРѕ перемещения, С‚.Рµ. РІ любом направлении, РЅРѕ РїСЂРё необходимости РјРѕР¶РЅРѕ наложить ограничения (СЂРёСЃ. [*], Р°):

-4pt

Наиболее интересными для конструктора являются РіСЂСѓРїРїР° Параметры (СЂРёСЃ. [*], Р±). Дело РІ том, что РїСЂРё использовании свойства Стандартное перетаскивание РЅРµ учитывается интерференция объектов. Рў.Рµ. вполне РІРѕР·РјРѕР¶РЅР° ситуация, РєРѕРіРґР° РЅР° глухую выточку вала будет посажена втулка или подшипник.

Для любой конструкции существует такое понятие как отработка технологичность и одна из его составляющих - это проверка изделия на собираемость. При выполнении данной процедуры используется достаточно простое правило: физические тела при их взаимном перемещении в пространстве не могут иметь области пересечения. Поэтому желательно было бы смоделировать реальный процесс установки деталей. Для решения подобной задачи в SolidWorks предусмотрены два параметра.

1) Определение конфликтов. Наиболее часто используемая функция данного параметра - ограничение движения выбранного объекта при первом касании с другими элементами сборки (если конечно установлен флажок Остановить при конфликте). Этот параметр полезен при проверке возможности установки детали в сборку.

2) Физическая динамика - позволяет увидеть реалистичное движение компонентов сборки. Все детали отождествляются с абсолютно упругими телами и при попытке смещения/поворота одного из них выполняется попытка повторить кинематику движений всего механизма, описанную множеством сопряжений (т.е. происходит перемещение или вращение всей цепочки затрагиваемых компонентов в пределах допустимых степеней свободы). Проверка наличия конфликтов может выполняться с интервалом 0,02..20 мм (в единицах измерения модели), поэтому если установить максимальную чувствительность, процесс пересчета модели займет значительное время.

И последний, заслуживающий внимания параметр - Динамический зазор (СЂРёСЃ. [*], РІ). РџРѕ сути это комбинация предыдущих РґРІСѓС… параметров, СЃ той лишь разницей, что отображается численное значение минимального расстояния между РґРІСѓРјСЏ ближайшими поверхностями деталей или устанавливается некий диапазон размеров, РІ пределах которого запрещается относительное перемещение или вращение РґРІСѓС… компонентов.

Приведенные команды достаточно тяжело проиллюстрировать рисунками, поэтому предлагается отработать их на примере упражнения 73#73.



Vladimir Korenkov 2006-05-22