Последовательность моделирования СЃР±РѕСЂРєРё РїРѕ методу «РЎРЅРёР·Сѓ-вверх»

Единственной рекомендацией при создании сборок (так же как и деталей), является соответствие их технологии изготовления, а если быть точнее, то последовательности сборки. Если придерживаться данной рекомендации, то можно не только упростить саму модель, но и процесс её создания, а также избежать некоторых ошибок конструктивного характера.

Перед тем как начать собирать модель, необходимо выделить из состава изделия технологические сборочные единицы:



79#79

Эти структурные единицы, также как и общая сборка, размещаются в файлах *.SLDASM, а в изделии будут представлены как единый целостный объект.

Далее процесс моделирования распараллеливается, т.е. сборку узлов можно выполнять в произвольном порядке. Для данного примера, она будет производиться в соответствии с нумерацией сборочных единиц.



РЎР±РѕСЂРєР° РєРѕСЂРїСѓСЃР°.

Без сомнения, РІ качестве базовой детали «РЎР±РѕСЂРѕС‡РЅРѕР№ единицы 1» следует выбрать «РљРѕСЂРїСѓСЃ», РїРѕ той простой причине, что РЅР° него устанавливаются РІСЃРµ остальные детали Рё узлы изделия. После добавления Рє РЅРѕРІРѕРјСѓ проекту, «РљРѕСЂРїСѓСЃ» автоматически приобретёт свойство Зафиксированный.

Если проанализировать последовательность сборки, то первыми кандидатами на установку могут быть либо пружина, либо уплотнение. В учебных целях, начнем с самого простого и установим уплотнительное кольцо (позиция 1):



80#80

РЎ установкой деталей типа РїСЂСѓР¶РёРЅ РјРѕРіСѓС‚ возникнуть проблемы РїСЂРё создании сопряжений, С‚.Рє. винтовая поверхность РЅРµ РІС…РѕРґРёС‚ РІ перечень «СЃС‚андартных». Р’ подобных случаях единственный выход - использование вспомогательной геометрии (точка, РѕСЃСЊ, плоскость):



81#81

На позиции 2 ось пружины, созданная в файле детали, может устанавливаться концентрично относительно любой цилиндрической поверхности главного отверстия, но желательно выровнять её по посадочной поверхности.

РќР° следующем этапе после добавления РґРІСѓС… деталей «РџР»СѓРЅР¶РµСЂ» Рё «РЎС‚РѕРїРѕСЂРЅРѕРµ кольцо» будет выполнена РёС… предварительная СЃР±РѕСЂРєР° (позиция 3) СЃ последующей совместной установкой (позиция 4).

Также как и в случае с пружиной, выровнять детали по тороидальным поверхностям не удастся, поэтому для выполнения сопряжения задействована вспомогательная геометрия:



82#82

В соединении плунжера с пружиной предполагается, что её шлифованная поверхность не может находиться в конической части отверстия. Поэтому сопряжением будет крайний случай: совпадение кромки, соединяющей цилиндрическую и коническую поверхности отверстия, со шлифованным участком пружины:



83#83

После установки плунжерной РіСЂСѓРїРїС‹, СЃР±РѕСЂРєР° завершится присоединением «РќР°РїСЂР°РІР»СЏСЋС‰РµР№ втулки» (позиция 5).

Последняя деталь обычно замыкает размерную цепочку сборочной единицы, поэтому если в составляющих звеньях были допущены просчеты, могут возникнуть не предусмотренные конструкцией зазоры либо области пересечения моделей:



84#84



Сборка впускного штуцера.

Узел состоит из 4-х деталей, однако собрать их на основе стандартных сопряжений достаточно сложно.

Первая проблема: установка шарика в штуцер. Для пары конус/сфера возможно только одно решение: касательность. Данное сопряжение не определяет однозначно положение шарика, поэтому предварительно необходимо сцентрировать его ось относительно цилиндрической поверхности:



85#85

Вторая проблема: установка РїСЂСѓР¶РёРЅС‹. Конструкция «РЎР±РѕСЂРѕС‡РЅРѕР№ единицы 2» является кинематически замкнутой, Р° отсутствие зазоров обеспечивается деформацией СѓРїСЂСѓРіРѕРіРѕ элемента. РќРѕ таковой будет реальная конструкция, РїСЂРё моделировании Р¶Рµ рассчитать длину РїСЂСѓР¶РёРЅС‹ относительно торца штуцера достаточно сложно. Поэтому для обеспечения беззазорности соединений используется следующий метод:

-4pt

86#86

-4pt

87#87



РЎР±РѕСЂРєР° выпускного штуцера выполняется РІ точности также как Рё «РЎР±РѕСЂРѕС‡РЅРѕР№ единицы 2», поскольку различие между РЅРёРјРё состоит лишь РІ топологии внешней поверхности детали «РЁС‚уцер».



Общая сборка. Этап общей сборки заключается в соединении по двум коническим поверхностям всех трех сборочных единиц.

РЎ точки зрения структурирования информации РѕР± изделии, следовало Р±С‹ создать новый файл СЃР±РѕСЂРєРё Рё пометить РІ него РІСЃРµ составляющие конструкции. РќРѕ РІ данном случае РІСЃСЏ конструкция будет собрана РЅР° базе «РЎР±РѕСЂРѕС‡РЅРѕР№ единицы 1».

Проблема с сопряжением конических поверхностей решается аналогично позициям 8-10. Вначале поверхности центрируются, потом объекты перемещаются до первого касания, а их окончательное положение фиксируется сопряжением Расстояние по получившемуся фактическому размеру:



88#88

На этом процесс моделирования сборки завершен, следующий этап - проверка конструкции (данная процедура будет рассмотрены в разделе [*]).



Vladimir Korenkov 2006-05-22