Последовательность моделирования сборки по методу «Снизу-вверх»

Единственной рекомендацией при создании сборок (так же как и деталей), является соответствие их технологии изготовления, а если быть точнее, то последовательности сборки. Если придерживаться данной рекомендации, то можно не только упростить саму модель, но и процесс её создания, а также избежать некоторых ошибок конструктивного характера.

Перед тем как начать собирать модель, необходимо выделить из состава изделия технологические сборочные единицы:



79#79

Эти структурные единицы, также как и общая сборка, размещаются в файлах *.SLDASM, а в изделии будут представлены как единый целостный объект.

Далее процесс моделирования распараллеливается, т.е. сборку узлов можно выполнять в произвольном порядке. Для данного примера, она будет производиться в соответствии с нумерацией сборочных единиц.



Сборка корпуса.

Без сомнения, в качестве базовой детали «Сборочной единицы 1» следует выбрать «Корпус», по той простой причине, что на него устанавливаются все остальные детали и узлы изделия. После добавления к новому проекту, «Корпус» автоматически приобретёт свойство Зафиксированный.

Если проанализировать последовательность сборки, то первыми кандидатами на установку могут быть либо пружина, либо уплотнение. В учебных целях, начнем с самого простого и установим уплотнительное кольцо (позиция 1):



80#80

С установкой деталей типа пружин могут возникнуть проблемы при создании сопряжений, т.к. винтовая поверхность не входит в перечень «стандартных». В подобных случаях единственный выход - использование вспомогательной геометрии (точка, ось, плоскость):



81#81

На позиции 2 ось пружины, созданная в файле детали, может устанавливаться концентрично относительно любой цилиндрической поверхности главного отверстия, но желательно выровнять её по посадочной поверхности.

На следующем этапе после добавления двух деталей «Плунжер» и «Стопорное кольцо» будет выполнена их предварительная сборка (позиция 3) с последующей совместной установкой (позиция 4).

Также как и в случае с пружиной, выровнять детали по тороидальным поверхностям не удастся, поэтому для выполнения сопряжения задействована вспомогательная геометрия:



82#82

В соединении плунжера с пружиной предполагается, что её шлифованная поверхность не может находиться в конической части отверстия. Поэтому сопряжением будет крайний случай: совпадение кромки, соединяющей цилиндрическую и коническую поверхности отверстия, со шлифованным участком пружины:



83#83

После установки плунжерной группы, сборка завершится присоединением «Направляющей втулки» (позиция 5).

Последняя деталь обычно замыкает размерную цепочку сборочной единицы, поэтому если в составляющих звеньях были допущены просчеты, могут возникнуть не предусмотренные конструкцией зазоры либо области пересечения моделей:



84#84



Сборка впускного штуцера.

Узел состоит из 4-х деталей, однако собрать их на основе стандартных сопряжений достаточно сложно.

Первая проблема: установка шарика в штуцер. Для пары конус/сфера возможно только одно решение: касательность. Данное сопряжение не определяет однозначно положение шарика, поэтому предварительно необходимо сцентрировать его ось относительно цилиндрической поверхности:



85#85

Вторая проблема: установка пружины. Конструкция «Сборочной единицы 2» является кинематически замкнутой, а отсутствие зазоров обеспечивается деформацией упругого элемента. Но таковой будет реальная конструкция, при моделировании же рассчитать длину пружины относительно торца штуцера достаточно сложно. Поэтому для обеспечения беззазорности соединений используется следующий метод:

-4pt

86#86

-4pt

87#87



Сборка выпускного штуцера выполняется в точности также как и «Сборочной единицы 2», поскольку различие между ними состоит лишь в топологии внешней поверхности детали «Штуцер».



Общая сборка. Этап общей сборки заключается в соединении по двум коническим поверхностям всех трех сборочных единиц.

С точки зрения структурирования информации об изделии, следовало бы создать новый файл сборки и пометить в него все составляющие конструкции. Но в данном случае вся конструкция будет собрана на базе «Сборочной единицы 1».

Проблема с сопряжением конических поверхностей решается аналогично позициям 8-10. Вначале поверхности центрируются, потом объекты перемещаются до первого касания, а их окончательное положение фиксируется сопряжением Расстояние по получившемуся фактическому размеру:



88#88

На этом процесс моделирования сборки завершен, следующий этап - проверка конструкции (данная процедура будет рассмотрены в разделе [*]).



Vladimir Korenkov 2006-05-22